ОФ "СодействиЯ Тюремной РеформЕ

в КаЗАХСТАНЕ"

Since the beginning of the year 2014, my arrival to prison LA-155/8, it has been a rewarding experience to count with the help of Mrs. Anna I. Korobeichshikova Director of Foundation for Support Prison Reform in Kazakhstan & Executive Director of Prison Fellowship International (PFI) Association in Kazakhstan…

GOD bless you Mrs. Anna!

Leonardo Dias Vinzi – citizen of USA.

Пояснительная Записка

к проекту закона по тюремному капелланству в УИС МВД РК

Цель принятия закона

Since the beginning of the year 2014, my arrival to prison LA-155/8, it has been a rewarding experience to count with the help of Mrs. Anna I. Korobeichshikova Director of Foundation for Support Prison Reform in Kazakhstan & Executive Director of Prison Fellowship International (PFI) Association in Kazakhstan…

GOD bless you Mrs. Anna!

Leonardo Dias Vinzi – citizen of USA.

Проект
Создания реабилитационного центра с производственной деятельностью для
наркозависимых и освободившихся из мест
лишения свободы граждан РК:
«Дом на полпути»

В Послании "Казахстан - 2050"  отдельно сделан был акцент на реформировании правоохранительной системы Казахстана и, в частности, реабилитации освободившихся граждан из мест заключения.

Люди, освободившихся из мест лишения свободы или попавшие в наркотическую зависимость, возвращаются в общество и, как правило, не могут адаптироваться к условиям новой жизни. Начинают снова употреблять табак, алкоголь или наркотики, совершать преступления, и поэтому большинство осужденных пополняют ряды неимущих и безработных, оказываются за чертой бедности. Следует отметить, что 60 % заключённых почти во всех исправительных учреждениях мира индустриально-развитых стран совершили преступления, злоупотребляя алкоголем     и наркотиками.       Химические зависимости имеют

биопсихосоциальную основу. Как свидетельствует мировая психологическая практика, психологические причины злоупотребления алкоголем и наркотиками лежат в области проблем, идущих из семьи, условий воспитания, социального окружения.
Проект    основывается на    способности    человеческой психики
претерпевать изменения под воздействием социально организованной внешней среды. Если целенаправленно вести работу в данном направлении, то есть применять многоплановые виды воспитательной работы и общественного воздействия на личность человека, то можно будет говорить о реальной возможности изменения сознания человека и его менталитета под воздействием формирования новых устойчивых связей в мозгу человека взамен негодных прежних.
Предлагаемый проект способствует решению проблемы социально психологической адаптации.

Например: Реализация программы «Восстановление личности», которую мы предлагаем, работает по принципу терапевтического сообщества путем создания своеобразной терапевтической среды, в которой члены фокусной группы закрывают дверь в свое прошлое, чтобы оно больше не могло войти к ним», и научаются жить по-новому, приобретают навыки социального сотрудничества, взаимодействия с другими людьми. Наряду с профессиональными кадровыми сотрудниками в штате Фонда СТРК и среди волонтёров есть выздоравливающие наркоманы, бывшие правонарушители, которые не только служат ролевыми моделями (реальным примером), но и мотивируют осужденных участвовать в программе, чтобы преодолеть свои пагубные привычки и приобретенные зависимости с тем, чтобы стать полноценными членами общества.
Программа опирается на предположение, что криминальное поведение, наркомания и алкоголизм являются манифестацией сурового отчуждения себя от общества, демонстрацией протеста и реакцией "ухода", механизмом само разрушающего поведения. Она планируется к осуществлению на основе авторской программы «Восстановление личности».
Живя в сообществе с широким диапазоном возможности влияния на все сферы жизнедеятельности, человек может научиться “впитывать” в себя нормы социального поведения. Опыт индивидуального общения и общения в группе вызывают в человеке критичное отношение к своему состоянию (болезни либо зависимости). Именно приобретение собственного опыта успеха и неудач, осознание их последствий являются наиболее эффективными факторами, влияющими на достижение действительно устойчивых перемен в поведении человека, который этого хочет.
Цель проекта: Создание эффективного процесса социально психологической адаптации лиц, добровольно отказавшихся от прежнего образа жизни.
Задачи:
Сотрудничество с исполнительской властью, государственными, общественными организациями (НПО), фондами и грантодателями, бизнес- структурами в осуществлении проекта;
Формирование материальной базы (получения здания и земельного участка под реабилитационный центр вместимостью до 100 человек и производственный и земельный участки площадью до 20 га для выращивания кормов с соответствующей инфраструктурой и автотракторной техникой);
Создание производства для целевой группы с возможностью оплаты их труда (например, свиноферма на 350 - 500 голов);
Использование возобновляемых источников энергии для локального
тепло- и электроснабжения реабилитационного центра и производственной сферы (солнечные коллектора для нагрева воды, ветровые    и
фото преобразовательные установки для получения электрической энергии, тепло насосные установки для    обогрева жилых помещений    и
кондиционирования воздуха, теплоизоляционные материалы и стекло типа К-2 для энергосбережения и т. п.).

В результате осуществления этой программы по социализации и ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, в РК будут обеспечены занятостью (на собственном производстве) и будут подготовлены к социально активной жизни после завершения программы через приобретение профессиональных навыков по уходу за свиньями и переработке мяса во время нахождения на У ДО (условно-досрочное освобождение. Также будет осуществляться их последующий мониторинг после их окончательного выхода (после У ДО) на свободу. Проведение социально-психологической, правовой реабилитаций как в исправительных колониях, так и по УДО), т. е. пост-пенитенциарная часть программы, будет профилактикой правонарушений по адресам мест жительства родственников заключенных. Ресоциализация должна пониматься как комплекс психолог педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к вхождению после отбывания наказания в обычные условия жизни общества без правонарушений с его стороны. Именно ресоциализация предполагает усвоение им конкретных норм, ценностей, знаний, профессионального опыта и выполнения тех ролей, которые востребованы в обычных социальных условиях, служат ему основой для восстановления соответствующего объема функций нормального члена общества и обеспечивают его средствами к самостоятельному существованию (пропитанию). Это обеспечивается за счет накопленного ими опыта работ, их честного труда, депозитарного счета, пополняемого ими за время работы на свиноферме, достаточного для их дальнейшего благополучия.
Своевременная социально-психологическая помощь участникам целевой группы и их родственникам позволит снизить уровень рецидивности и преступности и возвратить познавшую истину молодежь к нормальному образу жизни. Также этот проект надо рассматривать как одну из форм профилактики правонарушений.
Специалисты ОФ СТРК работают с людьми, освободившимися из мест лишения свободы, стимулируют у них развитие позитивного мышления, вырабатывая уверенность в себе и в своем будущем. Выявляя их сильные стороны и показывая, где они могут с большей эффективностью быть использованы в сфере человеческой и производственной деятельности.
Проект Создания реабилитационного центра с производственной деятельностью для наркозависимых и освободившихся из мест лишения свободы граждан РК Дом на полпути.doc

 

Директор ОФ СТРК и

Исполнительный директор АТСК                                                 Анна Коробейщикова  
 

     Укрепление единства священнослужителей христианских деноминаций и представителей духовного управления мусульман Казахстана в сфере служения в исправительных учреждениях в УИС МВД РК для проведения духовно-исправительной работы как с  осужденными так и с сотрудниками в исправительных учреждениях.

В прошлом году два гражданина ФРГ совершив преступление на территории Казахстана  попадают  в одно из учреждений УИС МВД РК в Алматинской области. Первое, что они делают это  просят обеспечить им общение с духовником в Учреждении. Такой службы не было в учреждении, тогда  последовала  просьба соединить их с посольством ФРГ или Генеральным консулом на этот предмет. Нашли пастора лютеранской церкви, пожилого человека и  тот наотрез отказался ехать за тридевять земель, мол голова болит  и т.д.  Те в свою очередь связываются с председателем  Ассоциации Тюремного Служения в Казахстане. Другой       пример, освобождаются двое осужденных,  у них берут интервью ТВ канал Алматы (см. фильм), размещаем их в дом, который сняли на временное пользование, не  реабилитационный центр с менторской службой, через два дня один из них убивает 2 человек из своих, таких же освободившихся  из мест лишения свободы. Разборки!

Анализ опыта работы представителей зарубежных тюремных капелланов и Казахстана, священнослужителей и сотрудников службы исполнения наказаний в общем деле исправления осужденных и предупреждения совершения ими повторных преступлений показал нулевое состояние капелланства в РККРК. Душепопечение и социальная помощь заключенным в местах лишения свободы, обеспечение межконфессионального согласия, защита исконных прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию и иные функции в сфере деятельности, отнесенные к его компетенции, как интегрироваться с обществом и начать новую жизнь.

Должность тюремного священника впервые была введена в Европе в конце XVIII века в тюрьмах Великобритании. Священников, служащих в армии, тюрьме или больницах, стали называть капелланами. Но парадокс нашего времени заключается в том, что социальная работа с осужденными лицами и защита их прав стала более значимой, чем духовное назидание

Капелланы в Англии и Уэльсе

1779 год - знаковая дата в истории тюремного служения. В том году в Англии священник стал штатным сотрудником тюрьмы. Однако в стране существовало внушительное лобби, препятствовавшее усилению влияния Церкви в пенитенциарной системе и считавшее, что излишняя забота о преступниках не входит в обязанности государства. Поэтому капелланы служили лишь в некоторых тюрьмах. Потребовалось сорок лет, чтобы тюремный священник стал сотрудником пенитенциарного учреждения наравне с начальником тюрьмы и врачом.

По английскому законодательству 1823 – 1825 годов только при наличии этих трех должностей тюрьма могла быть открыта. В законе также оговаривалось, что капеллан должен принадлежать к Англиканской Церкви.

Как у всякого сотрудника тюрьмы, у капеллана в XIX веке были свои обязанности: проведение богослужения два раза в день, занятия духовным воспитанием и образованием осужденных, обеспечение их Библией и религиозной литературой, посещение тюремного лазарета и штрафного изолятора, организация похорон и траурных церемоний умерших.

Сегодня, как и 230 лет назад, капелланы являются сотрудниками тюрьмы и государственными служащими (при условии, что они в штате тюрьмы на соответствующей ставке). Капеллан не относится к государственным служащим в случае, если он - доброволец. И хотя в наши дни появились частные тюрьмы, в большинстве случаев капелланы там - государственные служащие.

Один на всех

В 1863 году на должность тюремных капелланов разрешили принимать и католических священников. Ныне закон о тюремной службе обязывает сотрудников тюрьмы соблюдать религиозные права осужденных всех религий. Поэтому в команду капелланов могут входить священники из англикан и католиков, представители иных христианских конфессий, а также мусульмане. Это означает, что если капеллану приходится работать с заключенным другого вероисповедания, то он старается решить все его духовные вопросы (соблюдение поста, обеспечение литературой, приглашение для совершения религиозных обрядов священнослужителя и т. д.). Закон предусматривает соблюдение религиозных обрядов для представителей христианских конфессий, индуизма, ислама, иудаизма, сикхов, мормонов и язычников.

Структура руководства тюремного капланата Великобритании такова: в Англии и Уэльсе правительство берет капелланов на службу, и их глава входит в состав руководства уголовно-исполнительной системы. Он не только сотрудник этой системы, но и государственный служащий. Характерно, что сотрудники уголовно-исполнительной системы Великобритании не являются военнослужащими.

Главный капеллан Великобритании - англиканин: он носит сан архидиакона и является государственным чиновником, организующим работу всех капелланов. У него есть заместители в административных образованиях Англии и Уэльса. Это представители Англиканской и Католической Церквей, а также так называемых свободных Церквей (то есть различных христианских конфессий). Кроме того, в Англиканской Церкви есть еще один представитель по тюремным вопросам в сане епископа, положение которого по статусу равно положению главного капеллана Великобритании. Этот епископ координирует работу священников-англикан, составляющих большинство среди тюремных капелланов. Однако если епископ выражает исключительно интересы Англиканской Церкви, то глава капелланов является еще и государственным служащим. Вместе с епископом они решают все вопросы духовного окормления и социального обеспечения осужденных, находясь, таким образом, и внутри одной структуры (как, например, Церковь), и внутри двух разных структур, когда один уже является представителем государства, а другой - только Церкви. Это достаточно сложная система, поскольку в ней сосуществуют два разных лица, полномочия которых весьма близки. Однако подобная ситуация сложилась исторически и считается эффективной. Таким образом, если в России за вопросы взаимоотношений государства и Церкви отвечает офицер и государственный чиновник в одном лице, то в Англии - это два человека, оба принадлежащие к Англиканской Церкви.

Моя работа — тюрьма

Структура капелланов в тюрьме выглядит так: старший капеллан является заместителем начальника тюрьмы и может быть, как священником Англиканской Церкви. Именно на нем лежат административные обязанности по координации работы всех капелланов, которые точно так же могут быть. Для этого им необходимо специальное образование и разрешение на тюремное служение от своей Церкви (нередко на 20 капелланов от разных конфессий в одной тюрьме только двое - священнослужители).

Капелланам разрешено работать на полную ставку (весь рабочий день), на полставки, с почасовой оплатой, а также в качестве волонтера. Как правило, в тюрьме работают три-четыре штатных капеллана. Если возникает необходимость в представителях религий, которых нет в штате капелланов, то их приглашают на почасовую оплату или как волонтеров. Например, из-за небольшого количества православных осужденных в английских тюрьмах в штате капелланов нет ни одного православного священника. Расходы на оплату капелланов распределяются равномерно в соответствии с процентным соотношением верующих осужденных. Поэтому православного священника часто приглашают как волонтера (то есть без оплаты).

Обязанности капелланов условно делятся на основные и дополнительные. К основным относятся: ежедневные посещения и опрос поступивших в тюрьму за последние сутки заключенных, а также находящихся в больничном отделении и в штрафном изоляторе, пастырское душе попечение и проведение богослужений. Дополнительные обязанности - это участие в различных программах, проводимых реабилитационными, социологическими и психологическими службами. Капелланы помогают заключенным сохранить семейные отношения, пишут за них письма (по статистике, 60 % заключенных безграмотны), сообщают им свежие новости о положении в мире и обществе, оказывают психологическую помощь тем, кто потерял родственников, поддерживают связь между членами семьи, если те отбывают наказание в разных тюрьмах. Они также устанавливают связи с приходскими общинами, куда будет ходить отбывший наказание, помогают ему с восстановлением документов, трудоустройством, медицинским обеспечением и т. д. В связи с этим капеллан всё меньше воспринимается как представитель какой-либо конкретной Церкви. Говорить о своей вере он может только если осужденный спросит его об этом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Продолжение следует…)